Контактная система зажигания
Контактная система зажигания
При контактной системе зажигания искра образуется между электродами свечи зажигания в конце такта сжатия. Промежуток сжатой рабочей смеси между электродами свечи имеет высокое электрическое сопротивление, между ними должно создается большое напряжение порядка 24 000 В и именно в этом случае будет вызван разряд искры. Разряды появляются в определенном положении поршней в цилиндрах и чередуются в соответствии с установленным порядком работы цилиндров. Иначе говоря, искра не должна проскакивать во время такта впуска, сжатия или выпуска.
Контактная система зажигания состоит из таких элементов как:
- источник электрического тока (аккумулятор и генератор);
- катушка зажигания;
- замок зажигания;
- прерыватель тока низкого напряжения;
- распределитель тока высокого напряжения;
- конденсатор;
- свечи зажигания (один цилиндр — одна свеча);
- электрические провода низкого и высокого напряжения (высоковольтные провода).
От источника электрического тока идет подача тока в систему зажигания. В момент запуска двигателя источник электрического тока - это аккумулятор. Далее двигатель во время работы постоянно получает подзарядку от другого источника тока - генератора.
Катушка зажигания
Катушки зажигания находится в моторном отсеке, ее назначение преобразовывать ток низкого напряжения в ток высокого напряжения. В момент когда по первичной обмотке низкого напряжения проходит электрический ток, вокруг нее создается большое магнитное поле. После этого прерыватель тока низкого напряжения прекращает подачу тока и магнитное поле исчезает и пересекает большое количество витков вторичной обмотки высокого напряжения, в результате этого в катушке зажигания возникает ток высокого напряжения. Такой большой рост напряжения от 12 Вольт до необходимых 24 000 В достигается за счет разницы числа витков в обмотках катушки.
Полученное в катушке зажигания напряжение позволяет преодолеть пространство между электродами свечи зажигания и получить электрический разряд, в результате которого образуется электрическая искра.
Если зазор между электродами свечи зажигания не отрегулирован двигатель работает нестабильно, троить, также могут работать не все цилиндры двигателя. Знакомы всем истории когда "я доехал домой на 2, 3 цилиндрах" это значит работают 2, 3 цилиндра и 2, 1 крутится «вхолостую». Конечно в таком случае двигатель сильно теряет мощность и расход топлива увеличивается.
При регулировке зазора между электродами свечи, подгибают только боковой электрод. Центральный электрод подгибать запрещено, поскольку это может стать причиной появления трещин на керамическом изоляторе свечи и она станет непригодной.
Замок зажигания
Замок зажигания необходим, для того чтобы замкнуть электрическую цепь и завести автомобиль.
Прерыватель низкого напряжения
Функция прерывателя низкого напряжения вовремя прервать подачу тока низкого напряжения на первичную обмотку катушки зажигания, чтобы в этот момент во вторичной обмотке образовался ток высокого напряжения. Образовавшийся ток поступает на центральный контакт распределителя тока высокого напряжения.
Контакты прерывателя низкого напряжения расположены под крышкой распределителя зажигания. Подвижный контакт постоянно прижимается к неподвижному с помощью специальной пластинчатой пружины. Эти контакты размыкаются на очень маленький промежуток времени в тот момент, когда набегающий кулачок приводного валика трамблера надавливает на молоточек подвижного контакта.
Чтобы контакты не выходили из строя преждевременно, используется конденсатор, который предохраняет контакты от обгорания. Дело в том, что в момент размыкания подвижного и неподвижного контактов между ними могла бы проскакивать мощная искра, однако конденсатор поглощает практически весь электрический разряд.
Еще одна задача конденсатора состоит в том, чтобы способствовать увеличению напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. При размыкании подвижного и неподвижного контактов прерывателя конденсатор разряжается и создает обратный ток в катушке низкого напряжения, что ускоряет исчезновение магнитного поля. В соответствии с законами физики, чем быстрее пропадает магнитное поле в первичной обмотке, тем более мощный ток возникает во вторичной обмотке.
Эта функция конденсатора исключительно важна. Ведь если он неисправен, двигатель автомобиля может вообще не работать, так как напряжения, возникающего во вторичной обмотке, будет недостаточно для пробоя зазора между электродами свечи зажигания и, следовательно, для получения искры.
Прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока высокого напряжения объединены в одном корпусе и представляют собой прибор, который называется трамблер.
Основные элементы трамблера:
- крышка с контактами;
- тяга;
- корпус вакуумного регулятора;
- диафрагма вакуумного регулятора;
- ротор распределителя (бегунок);
- опорная пластина;
- резистор;
- контактный уголек;
- центробежный регулятор с пластиной;
- кулачок прерывателя;
- подвижная пластина прерывателя;
- грузик;
- контактная группа;
- приводной валик.
С помощью ротора и крышки ток высокого напряжения, образовавшийся в катушке зажигания, распределяется по цилиндрам двигателя (точнее, по свечам, имеющимся в каждом цилиндре). Далее ток по высоковольтному проводу поступает на центральный контакт крышки распределителя, а после этого через подпружиненный контактный уголек на пластину ротора (бегунка). Ротор вращается, и ток через небольшое воздушное пространство переходит на боковые контакты крышки трамблера. К этим контактам подведены высоковольтные провода, которые и проводят ток к свечам зажигания. Причем провода с контактами соединены в строго определенной последовательности, с помощью которой устанавливается порядок работы цилиндров двигателя внутреннего сгорания.
В большинстве случаев последовательность работы 4-цилиндровых двигателей такая: вначале рабочая смесь воспламеняется в первом цилиндре, затем в третьем, далее в четвертом и, наконец, во втором. При таком порядке нагрузка на коленчатый вал распределяется равномерно.
Ток высокого напряжения должен поступать на свечу зажигания не в тот момент, когда поршень достиг верхней мертвой точки, а немного ранее. Поршни в цилиндрах движутся с очень высокой скоростью, и если искра появится в момент нахождения поршня в верхнем состоянии, сгоревшая рабочая смесь не успеет оказать на него необходимое давление, что приведет к заметной потере мощности двигателя. Если смесь воспламенится чуть раньше, то поршень испытает наибольшее давление, следовательно двигатель покажет максимум мощности.
Когда именно должна появиться искра в свече зажигания
Появление искры характеризуется термином угол опережения зажигания: поршень не доходит примерно 40–60° до верхней мертвой точки, если производить замер по углу поворота коленчатого вала.
Для регулировки первоначального угла опережения зажигания корпус трамблера поворачивают до тех пор, пока не будет найден оптимальный вариант. При этом выбирают момент размыкания подвижного и неподвижного контактов прерывателя, когда они либо приближаются, либо удаляются от набегающего кулачка приводного валика трамблера. Кстати, трамблер имеет привод от коленчатого вала двигателя.
В разных режимах работы двигателя условия сгорания рабочей смеси меняются, поэтому угол опережения зажигания нуждается в постоянной корректировке. Эту задачу помогают решить два прибора: центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания.
Центробежный регулятор опережения зажигания состоит из двух грузиков на осях, укрепленных на пластине приводного валика. Грузики стянуты между собой двумя пружинами. Кроме того, на них имеются штифты, которые вставлены в прорези пластины кулачка прерывателя. Главное предназначение центробежного регулятора опережения зажигания — изменение момента появления искры между электродами свечи зажигания в зависимости от того, с какой скоростью вращается коленчатый вал двигателя.
По мере повышения частоты вращения коленчатого вала грузики под действием центробежной силы расходятся в стороны и поворачивают пластину с кулачком прерывателя по направлению его вращения на определенный угол, что обеспечивает более раннее размыкание контактов прерывателя. Следовательно, опережение зажигания увеличивается.
Когда скорость вращения коленчатого вала снижается, центробежная сила также уменьшается. Под действием стяжных пружин грузики сходятся, поворачивая пластину с кулачком прерывателя в обратную сторону. Результатом является уменьшение опережения зажигания.
Для автоматического изменения опережения зажигания в зависимости от текущей нагрузки на двигатель предназначен вакуумный регулятор. Как известно, в зависимости от состояния дроссельной заслонки в цилиндры двигателя попадает смесь разного состава, соответственно, на ее сгорание требуется различное время.
Вакуумный регулятор монтируется в трамблере, причем корпус регулятора разделен диафрагмой на две полости, одна из которых сообщается с атмосферой, другая — через трубку с карбюратором (точнее, с поддроссельным пространством). При закрытии дроссельной заслонки разряжение в вакуумном регуляторе увеличивается, диафрагма, преодолевая сопротивление возвратной пружины, выгибается наружу и через специальную тягу поворачивает подвижный диск навстречу вращению кулачка прерывателя в сторону увеличения опережения зажигания. Когда дроссельная заслонка открывается, разряжение в полости уменьшается, диафрагма под воздействием пружины выгибается в обратную сторону, поворачивая диск прерывателя по ходу вращения кулачка в сторону уменьшения опережения зажигания.
Свечи зажиганияКлючевым элементом системы зажигания автомобиля является свеча зажигания. На какой бы машине вы не ездили без свечей вам не обойтись. Количество свечей зажигания соответствует числу цилиндров двигателя.
Когда ток высокого напряжения попадает от распределителя на свечу, между ее электродами проскакивает электрический разряд, воспламеняющий рабочую смесь в цилиндре. Рабочая смесь при сгорании давит на поршень, тот под силой давления движется вниз и прокручивает коленчатый вал, с которого крутящий момент передается на ведущие колеса автомобиля.
По материалам www.avtotut.ru
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.