Поршень
Поршень отливается из алюминиевого сплава и покрывается тонким слоем олова для улучшения прирабатываемости поршня к цилиндру. В бобышках поршня при его отливке устанавливаются две стальные пластины. Они компенсируют неравномерности тепловой деформации поршня, которые возникают при его нагреве в цилиндрах двигателя из-за неравномерного распределения массы металла внутри юбки поршня.
Для предотвращения заклинивания поршня в цилиндре вследствие тепловых деформаций при работе двигателя юбка поршня имеет особую форму. В поперечном сечении она овальная (овальность до 0,2 мм), причем большая ось овала перпендикулярна оси поршневого пальца, а по высоте коническая — в верхней части диаметр на 0,045 мм меньше, чем в нижней.
Такая форма юбки позволяет компенсировать расширение поршня при нагревании уменьшением его конусности и овальности. В бобышках под поршневой палец имеются отверстия для прохода масла к поршневому пальцу.
Рис. 1 Поршень в сборе с шатуном:
1 — поршень; 2 — поршневой палец; 3 — отверстие для выхода масла; 4 — болт крепления крышки шатуна; 5 — крышка шатуна; 6 — гайка болта крепления крышки шатуна; 7 — вкладыш шатунного подшипника; 8 — шатун; 9 — канавка для маслосъемного кольца; 10—канавки для компрессионных колец
В зоне бобышек высота юбки уменьшена, чтобы исключить задевание о поршень противовесов коленчатого вала. Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону двигателя. Это уменьшает стуки поршня о стенки цилиндра при переходе через верхнюю мертвую точку, но требует установки поршня в цилиндр в строго определенном положении.
Метка «П», нанесенная на поршне около отверстия под поршневой палец, показывает переднюю сторону поршня, которой он при сборке двигателя должен устанавливаться в направлении передней части двигателя.
Поршни по наружному диаметру через 0,01 мм разбиты на пять классов: А, В, С, Д Е. Диаметр поршня замеряется в цилиндрической части юбки поршня на расстоянии 52,4 мм от днища в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.
Класс поршня (буква) клеймится на днище поршня. Поршневой палец устанавливается в поршень с зазором 0,008... 0,016 мм. Чтобы облегчить в массовом производстве получение такого высокоточного зазора, поршни по диаметру отверстия под поршневой палец и пальцы по наружному диаметру сортируются через 0,004 мм на три категории. Цифра (1, 2, 3), указывающая категорию поршня, так же, как и класс, клеймится на его днище.
При сборке двигателя поршень и палец берутся одной категории и этим гарантируется получение необходимого зазора. При ремонте двигателя правильность сопряжения поршня с поршневым пальцем проверяют, вставляя смазанный маслом палец в поршень. Палец должен легко вставляться в поршень нажатием большого пальца руки и не выпадать из поршня под действием собственной массы.
Поршни двигателя должны быть одинаковы по массе, что обеспечивается за счет удаления лишнего металла с нижней части бобышек под поршневой палец. Максимально допустимое отклонение ± 2,5 г. Это необходимо для того, чтобы уменьшить вибрации двигателя из-за неодинаковых масс возвратно- поступательно движущихся деталей.
В запасные части поставляются поршни номинального размера только трех классов — А, С, Е. Этого достаточно для подбора поршня к любому цилиндру при ремонте двигателя, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием размеров. Например, к цилиндрам классов В и А может подойти поршень класса С. Главное при подборе поршня — обеспечить необходимый монтажный зазор между поршнем и цилиндром.
Поршни ремонтных размеров для всех двигателей поставляются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром.
Для предотвращения заклинивания поршня в цилиндре вследствие тепловых деформаций при работе двигателя юбка поршня имеет особую форму. В поперечном сечении она овальная (овальность до 0,2 мм), причем большая ось овала перпендикулярна оси поршневого пальца, а по высоте коническая — в верхней части диаметр на 0,045 мм меньше, чем в нижней.
Такая форма юбки позволяет компенсировать расширение поршня при нагревании уменьшением его конусности и овальности. В бобышках под поршневой палец имеются отверстия для прохода масла к поршневому пальцу.
Рис. 1 Поршень в сборе с шатуном:
1 — поршень; 2 — поршневой палец; 3 — отверстие для выхода масла; 4 — болт крепления крышки шатуна; 5 — крышка шатуна; 6 — гайка болта крепления крышки шатуна; 7 — вкладыш шатунного подшипника; 8 — шатун; 9 — канавка для маслосъемного кольца; 10—канавки для компрессионных колец
В зоне бобышек высота юбки уменьшена, чтобы исключить задевание о поршень противовесов коленчатого вала. Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону двигателя. Это уменьшает стуки поршня о стенки цилиндра при переходе через верхнюю мертвую точку, но требует установки поршня в цилиндр в строго определенном положении.
Метка «П», нанесенная на поршне около отверстия под поршневой палец, показывает переднюю сторону поршня, которой он при сборке двигателя должен устанавливаться в направлении передней части двигателя.
Поршни по наружному диаметру через 0,01 мм разбиты на пять классов: А, В, С, Д Е. Диаметр поршня замеряется в цилиндрической части юбки поршня на расстоянии 52,4 мм от днища в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.
Класс поршня (буква) клеймится на днище поршня. Поршневой палец устанавливается в поршень с зазором 0,008... 0,016 мм. Чтобы облегчить в массовом производстве получение такого высокоточного зазора, поршни по диаметру отверстия под поршневой палец и пальцы по наружному диаметру сортируются через 0,004 мм на три категории. Цифра (1, 2, 3), указывающая категорию поршня, так же, как и класс, клеймится на его днище.
При сборке двигателя поршень и палец берутся одной категории и этим гарантируется получение необходимого зазора. При ремонте двигателя правильность сопряжения поршня с поршневым пальцем проверяют, вставляя смазанный маслом палец в поршень. Палец должен легко вставляться в поршень нажатием большого пальца руки и не выпадать из поршня под действием собственной массы.
Поршни двигателя должны быть одинаковы по массе, что обеспечивается за счет удаления лишнего металла с нижней части бобышек под поршневой палец. Максимально допустимое отклонение ± 2,5 г. Это необходимо для того, чтобы уменьшить вибрации двигателя из-за неодинаковых масс возвратно- поступательно движущихся деталей.
В запасные части поставляются поршни номинального размера только трех классов — А, С, Е. Этого достаточно для подбора поршня к любому цилиндру при ремонте двигателя, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием размеров. Например, к цилиндрам классов В и А может подойти поршень класса С. Главное при подборе поршня — обеспечить необходимый монтажный зазор между поршнем и цилиндром.
Поршни ремонтных размеров для всех двигателей поставляются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром.
Похожие публикации
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.